Искусство пивоварения относится к глубокой древности. Так, допустим,
известно ли вам, что в Египте найдены памятники, указывающие, что пиво
там варили уже в 2800 году до н.э. Настенная живопись, относящаяся к
2600-2190 гг. до н.э., показывает процесс приготовления пива. Древние
египтяне знали немало сортов пива, начиная от обычного ячменного,
темного, светлого мягкой консистенции, светлого с тончайшим ароматом и
обычного пива из смеси разных видов солода и кончая пивом, для
приготовления которого использовался пшеничный солод.
Популярное выражение «пиво — жидкий хлеб» знали уже в Древнем Египте и
Вавилоне. Выпечка хлеба и пивоварение в Египте осуществлялись по одной
концессии, поскольку пиво варили тогда из солодовенного хлеба,
поджаренного или подсушенного на солнце.
Пиво, лук и хлеб были основной едой небогатых древних египтян. А дневная
норма строителя пирамид состояла из трех буханок хлеба, трех жбанов
пива и нескольких пучков чеснока и лука. Более того, рискнем
предположить, что не будь в этом рационе пива, вряд ли кто полез бы по
такой жарище возводить эту самую пирамиду. Не было бы того энтузиазма
народного, чтоб всего за одну двадцатилетку возвести Хеопсово диво,
которым с той поры и по сей день все египтяне кормятся, заманивая
туристов.
Египтяне полагали, что навыки пивоварения передал людям бог урожая и
подземного мира Осирис. Пиво в Древнем Египте называлось пелузийским
напитком, по имени города Пелузий в устье Нила, главного тогдашнего
центра пивоварения, где варилось лучшее пиво. Группа британских
археологов во время раскопок в Тель-эль-Амарне — древней египетской
столице, обнаружила остатки пивоварни, принадлежавшей храму Солнца,
построенному царицей Нефертити. Было обнаружено и настенное панно с
изображением Нефертити, наливающей пиво через нечто, похожее на ситечко,
чтобы очистить напиток от примесей. Сама Нефертити была незаурядным
мастером приготовления ячменного напитка.
Со времени фараона Рамзеса II (кстати, прозванного Великим — не за
широкое ли внедрение пива в жизнь египетскую?) пиво становится
излюбленным напитком в Египте. Из поучения Аниго узнаем, как встречали
матери своих детей-студентов: «Потом ты пошел в школу, а когда научился
грамоте, я каждый день ждала тебя дома с пивом и хлебом». В гробницы
фараонов обязательно ставили сосуды с пивом. Вместе с тем, на чрезмерное
употребление пива уже тогда смотрели неодобрительно. Не случайно на
одной из каменных плит было высечено наставление: «Не погуби себя, когда
сидишь в пивной, не теряй разума и не забывай своих клятв...».
Печально, но наша цивилизация пошла по другому пути, когда люди узнали,
что сок виноградных ягод, постояв с недельку, начинает бить в голову
пьющих с гораздо большей силой...
Римляне пивом пренебрегали, предпочитая ему разбавленное винцо, и
потому, собственно, рухнули под атаками варварских племен. В Англии,
Бельгии, а также в северной Франции пивоварение в почете с давних
времен. Позднее пиво пришло и в Германию, где впоследствии стало
настоящим национальным напитком.
Вообще-то пиво в современном его понимании как напиток из солода и хмеля
появилось сравнительно недавно — в XIII-XIV-м веках. А раньше хмель в
пиво не добавляли. До зарождения городов пиво варили в каждом доме сами
хозяева. В городах же возникли сословия мастеров пивоваров,
специализирующихся на изготовлении пива розных сортов. В Германии особую
известность получили сорт пива под названием «бок» (из Мюнхена) и
«мумме» (из Брауншвейга). Знаменитый английский «портер» появился в 1770
г.
Пивоварение но Руси имеет давние традиции. Упоминания о «переваре» —
достаточно крепком напитке, который готовили наши предки из пива и меда,
встречаются уже в древних летописях. Во времена Ивана III пиво вместе с
хлебным вином продавалось в царевых кабаках.
В начале XVIII-го века в Новгороде ведро простого пива стоило 4 алтына,
то есть 12 копеек, при царе Алексее Михайловиче бочка пива продавалась
за 4 рубля. Четыре раза в год, обычно в Великий день (Пасху),
Дмитриевскую субботу, на масленицу и на Рождество Христово, а также при
крестинах и свадьбах крестьянам самим дозволялось варить пиво, брагу и
мед для домашнего питья, поэтому такие праздничные застолья в те времена
назывались особым пивцом. Однако право на особый пивец давалось с
разбором, обыкновенно только наиболее работящим и предприимчивым
крестьянам, причем лишь на 3 дня. По окончании же оговоренного времени
кабацкий голова опечатывал оставшееся питье до следующего праздника. К
началу нашего века на Руси домашнее производство пива не облагалось
никакими налогами и было широко развито среди крестьян. К большим
праздникам, особенно местным, деревенским, к свадьбам и другим
торжественным случаям крестьяне всегда варили пиво в больших
количествах, но опять же только для себя, а не на продажу.
Пиво является игристым, освежающим напитком с характерным хмелевым
ароматом и приятным горьковатым вкусом. Он утоляет жажду, повышает общий
тонус организма, способствует более правильному обмену веществ, т.к.
содержит витамины В1, В2, B6, Н, PP.