Традиционное
в Японии рисовое Вино сакэ уже не является абсолютным чемпионом среди
спиртных напитков на внутреннем рынке "Страны восходящего солнца". Все
больше японцев отдают предпочтение сиотю, превышающему сакэ по крепости в
два раза.
За прошлый год потребление сакэ впервые в долгой японской истории
оказалось меньшим, чем сиотю (870 тысяч килолитров и 940 тысяч
килолитров соответственно). По данным Национального налогового агентства
Японии, за последние 10 лет потребление сакэ снижалось приблизительно
на 4% ежегодно, а спрос на сиотю на те же 4% ежегодно повышался.
Сиотю, крепость которого составляет 25-30 градусов, обычно делают из
сладкого картофеля, риса или зерновых. Считается, что этот напиток
пришел в Японию из Юго-Восточной Азии через архипелаг Рюкю (Окинава), а
производство его в Японии началось около 500 лет назад. Больше всего
сиотю производят на острове Кюсю.
Сакэ впервые упоминается уже в "Энгисики" - Книге церемоний,
составленной в 927 году. С древности оно непременно использовалось при
всех значимых событиях, официальных и синтоистских церемониях.
Считается, что рисовое Вино связывает людей с божествами во время таких
событий как свадьбы, освящение новых построек и в праздники, а также
отгоняет злых духов.
Для приготовления сакэ необходимы высококачественный рис, вода, дрожжи и
"правильная" погода. Рис моют, варят, смешивают с дрожжами и
специальным плесневым грибом, после чего оставляют бродить, трижды через
каждые четыре дня добавляя новый замес. Получившуюся субстанцию
оставляют на период от 18 до 32 дней, после чего отжимают и фильтруют.
Крепость сакэ сравнительно невелика - до 15 градусов.
"Заботящиеся о своем здоровье людит предпочитают сиотю, поскольку в
телепрограммах и различных газетных статьях им сообщают, что в нем
меньше сахара, чем в сакэ, а также что после сиотю не бывает похмелья", -
считает Кадзуаки Хасимото, главный менеджер по продажам сиотю в городе
Осака.
По его словам, "молодым людям нравится чувство свободы, которое дает
сиотю". Его можно пить просто так, или со льдом, разбавляя холодной или
горячей водой. Оно подходит к разным блюдам лучше вина, утверждает
Хасимото.
В недавно вышедшей книге Джона Гонтнера "Приятель-сакэ" говорится, что
индустрия рисовых вин в Японии нуждается в новых подходах для
привлечения молодежи.
Кстати, производители сакэ уже начали перестраиваться. Так, известная в
Японии фирма "Гэккэйкан" приступила к выпуску 250-миллилитровых
серебряных бутылочек с газированным сакэ "Дзипан", причем будет
продавать их в кафе, торгующих пиццей.
Компания "Хонкэ" пошла по пути выпуска бутылок с сакэ разнообразной
оригинальной формы и разных размеров с тем, чтобы, начав с небольшой,
можно было бы перейти к большей бутылке.
Японцы стали также выпускать низкокалорийное сакэ, с пониженным
содержанием алкоголя, которое может привлечь женщин. Компания "Хакуцуру"
выпустила "сухое" сакэ, в котором на 65% меньше сахара, чем в обычном.
"Мы стремимся создать для сакэ более здоровый имидж, - отмечает
менеджер по продажам Нобуо Мори. - Снижение содержания сахара часто
ухудшает вкус сакэ, но мы смогли исправить это с помощью новейших
технологий".